ДОМАШНИЙ КОНЦЕРТ

    Выбор музыки - только полдела. Поначалу музыке суждено оставаться в жизни малыша только фоном, на который почти не обращают внимания. Взрослые часто уже не помнят особенностей детского восприятия музыки, которое состоит в том, что совсем маленькие дети музыку как бы не слышат - они не реагируют на нее, спокойно занимаясь своими делами: играют, рисуют… Конечно, даже такое пассивное слушание откладывается в подсознании. Однако ребенку можно помочь "услышать" музыку, чтобы ее восприятие было более осмысленным и доставляло осознанное удовольствие. Самый простой прием: предложить малышу потанцевать или помаршировать под ритмичную музыку, вместе или в компании с игрушкой - а может быть, посмотреть, как танцует мама. Другой испытанный способ заинтересовать - игра "На что это похоже?", когда ребенок попробует угадать, что он слышит в музыке: шелест дождя, пение птиц, походку разных животных… Для этой игры очень подходят такие программные произведения, как "Времена года" - и Чайковского, и Вивальди. Пьесы, не имеющие явного сюжета, по-своему хороши тем, что со временем ребенок сможет придумать к ним любую историю с самыми удивительными приключениями - и даже нарисовать к ней картинку. Любимая музыка может стать изысканным обрамлением дня. Однажды выбранные красивые мелодии могут служить приглашением к столу, дневной и вечерней колыбельными, фоном для занятий, например, рисованием - достаточно короткого узнаваемого фрагмента. Кстати, важно не "перегрузить" малыша музыкой, не утомить - музыка должна доставлять удовольствие, а не превращаться в докучливый шум. Постепенно ребенок привыкает к жизни под музыку - причем под очень хорошую музыку. Он начинает различать оттенки и красоту мелодий. Его мир становится богаче, а чувства - тоньше. Со временем, лет с трех, он сможет слушать музыку уже без дополнительных игр и уловок - "давай потанцуем", "на что это похоже"… Многие малыши к этому времени осваивают кнопочки музыкального центра и сами начинают ставить себе диски. Однажды, когда ребенок сможет с удовольствием слушать музыку больше получаса, можно будет устроить красивый домашний концерт: отложить все дела, нарядно одеться, погасить верхний свет, зажечь свечи и всей семьей молча послушать какое-нибудь классическое произведение, удобно устроившись в креслах. Самые "продвинутые" маленькие любители музыки лет в пять-шесть впервые попадают на концерты. Правда, многим приятнее слушать музыку дома: в конце концов, где, как не дома, можно вскочить с места и потанцевать под мелодию, захватившую тебя? Разумеется, было бы очень здорово, если бы в доме иногда звучала живая музыка, то есть кто-то из взрослых играл хотя бы простенькие мелодии на фортепиано, гитаре, аккордеоне, скрипке или флейте. Некоторые, самые простые музыкальные инструменты, может освоить и малыш: тамбурин, металлофон, дудочку. Это стоит сделать, несмотря даже на то, что самые простые инструменты, такие, как, например, треугольник, вообще не издают звуков музыки - они лишь производят звуки. Но звуки красивые, и умение слышать их красоту - тоже признак настоящей культуры. Ведь мир полон волшебных звуков. нужно только услышать их. Кстати, один из самых загадочных и чудесных звуков можно воспроизвести с помощью очень простых предметов: гитары и горсти сухой рисовой крупы. Если медленно высыпать горсть риса на струны лежащей гитары, она издаст тихий и совершенно сказочный шелестящий звон. Ребенку обязательно понравится.

 МУЗЫКАЛЬНЫЕ  СПОСОБНОСТИ  ДЕТЕЙ

1. Раннее проявление музыкальных способностей говорит о необходимости начинать музыкальное развитие ребенка как можно раньше.

2. Не расстраивайтесь, если пение, движения ребенка далеки о совершенства: системное количественное наполнение показателей обязательно перейдет в качественный рост.

3. Отсутствие какой-либо из способностей может тормозить развитие остальных – значит, задачей взрослого является устранении нежелательного «тормоза».

4. Чем активнее общение вашего ребенка с музыкой, тем более музыкальным он становится, но не забывайте помогать ребенку в понимании прослушиваемой музыки (ее содержания, характера). Дайте ребенку «путеводную нить» к сопереживанию: помогите малышу отыскать в душе и своем жизненном опыте – в памяти – те чувства и переживания, которые уже были когда-то испытаны им самим и которые созвучны характеру и содержанию прослушиваемой музыки.

5. Не говорите, что у вас «немузыкальный ребенок», если вы пока ничего не сделали, чтобы эту музыкальность у ребенка развить.

 

                            РАЗВИТИЕ ЧУВСТВА РИТМА

1. Спойте песню вместе с ребенком; постарайтесь, чтобы он запомнил текст.

2. Попросите ребенка петь и одновременно тихонько хлопать в ладоши, отмечая ритмический рисунок песни.

3. исполните песню «по ролям»:

• сначала поет голосок, а ладоши отдыхают;

• голосок «спрятался», а ладошки хлопают ритм песни;

4. Попросите малыша «спеть»песенку ладошками.

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

С ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА.

В соответствии с требованиями Стандарта, в программу включен раздел «Культурно-досуговая деятельность», посвященный особенностям традиционных событий, праздников, мероприятий. Развитие культурно-досуговой деятельности дошкольников по интересам позволяет обеспечить каждому ребенку отдых (пассивный и активный), эмоциональное благополучие, способствует формированию умения занимать себя.

В разделе обозначены задачи педагога и приведены примерные перечни возможных событий, праздников, мероприятий для каждой возрастной группы. Зачитаю задачи для раннего возраста.

Первая младшая группа (от 2 до 3 лет)

Содействовать созданию эмоционально-положительного климата в группе и детском саду, обеспечивать детям чувство комфорта и защищенности. Привлекать детей к посильному участию в играх, забавах, развлечениях и праздниках. Развивать умение следить за действиями заводных игрушек, сказочных героев, адекватно реагировать на них. Способствовать формированию навыка перевоплощения в образы сказочных героев.

Отмечать праздники в соответствии с возрастными возможностям и интересами детей.

________________________________________________________________

Не секрет, что праздники и досуги – это неотъемлемая часть жизни детского сада.

Начнем с того, какие могут быть мероприятия для малышей: это и игры –забавы, и пальчиковые игры, небольшие театрализованные представления, концерты, чтения книг.

По продолжительности они должны быть не менее 10минут и не превышать 25 минут в зависимости от наполненности.

Дети с нетерпением ждут праздник, особенно если проведена работа воспитателей, родителей. Они ждут какого-то чуда (Дед Мороз принесет подарки, Осень придет в гости с друзьями,  для мамы выучено стихотворение) , а для нас – воспитателей, музыкальных руководителей – это своеобразный отчетный концерт: «Вот чему мы научились». Для достижения этой цели, в погоне за безупречным результатом мы очень часто наблюдаем такую картину, когда детей  просто «натаскивают» по репертуару. О какой радости ,  чувстве комфорта и защищенности можно тогда говорить.

Наша с вами задача – сохранить радость от музыкальной деятельности на протяжении всего периода подготовки.

Репертуар: по мнению специалистов должен составлять всего 3-4 песенки (2 из которых разучены ранее, а 2 вновь), 2-3 музыкально-ритмических номера (танец, пляска, хоровод, сюжетный танец, музыкальные игры).

– Не старайтесь часто и много вводить в репертуар современные песни. Малыши их не понимают до конца. Они не могут петь столь сложные произведения. У них диапазон всего 4 нотки. Больше они не в состоянии исполнить, как бы мы не старались. Да и речь у ребенка не так развита, чтобы успевать под музыку проговаривать слова.  Кроме этого, исполняя песню под фонограмму, ребенок не слышит себя.  Самый лучший способ – это пение под живой аккомпанемент или акапельно. 

Не стремитесь включать в репертуара музыку для танцев и плясок  с глубоким смыслом. Вся радость раннего возраста в том, что именно сейчас они могут танцевать всем известные пляски «Ай-да», «Ну-ка зайка, попляши», «Большие ноги». И исполнять их можно на  празднике любой тематики. Кроме того, малыши любят исполнять то, что они очень хорошо знают. А когда они подрастут, мы подберем другие более «взрослые» музыкальные композиции.

Подготовка к празднику.

Во время праздника от воспитателя зависит очень много. Ведь и песни поет в основном он и муз.руководитель, и танцы показывает он. Отсюда следует – воспитатель должен знать весь репертуар «от и до». Для этого он как и воспитанники осваивает песни, пляски, игры на музыкальных занятиях, не пренебрегает ими, не сидит, пока музыкальный руководитель поет и пляшет.

Воспитатель вместе с музыкальным руководителем обсуждает сценарий, распределяют слова детям. Никто лучше вас, воспитатели, не знает своих воспитанников.

Для того  чтобы у детей не угас интерес к репертуару, не стоит забывать об игровой форме разучивания. Попробуйте заменить  обычную физкультминутку на нужный вам танец или игру или пляску. И наоборот, если у ребят не получаются хлопки, фонарики, притопы – включите их  в физкультминутку. Если идет занятие по развитию речи, то можно повторить какие то слова из песенок, потешек, которые встречаются в репертуаре. Расскажите стихотворение, которое дети учат на праздник, персонажу, пришедшему на занятие. Не стоит перегружать детей заучиванием репертуара, в игровой форме они освоят все гораздо быстрее.

Репетиция (для взрослых): все участники должны четко знать ход праздника. Кроме этого, необходимо распределить ответственных за атрибуты: кто, что должен приготовить, куда положить, где взять, когда помочь раздать погремушки, платочки, музыкальные инструменты, собрать листочки, цветочки и т.д.  Нужно обсудить ход аттракционов и игр, если необходимо, то  самим в них поиграть, для того, чтобы на празднике все это не отнимало много сил, времени, а главное, внимания детей, оно у них еще очень не устойчивое.

Праздник. Воспитатель и музыкальный руководитель всеми силами создают празднично-торжественную обстановку, не смотря на плохое самочувствие, настроение, они   улыбаются, делают комплименты детям. От заданного настроения зависит 80 процентов успеха!

Кроме этого, воспитатель, помощник воспитателя, все время должны быть «на чеку». Они знают все слабые стороны и готовы в любой момент оказать нужную помощь. Когда малыши  могут отвлечься, напугаться, заплакать, побежать и т.д. Во время праздника воспитатель готов прийти на помощь всем и взрослым-героям и малышам, которые могут попасть в трудную ситуацию:  забыли слова, что-то потеряли, на что-то отвлеклись. И делать они это обязаны с достоинством в торжественной обстановке. Если стихотворение подсказать, значит громко. Если герою помочь, значит в импровизированной форме.

Порой малыши во время праздника нас ставят в сложные ситуации. Они предлагают какие-то свои действия, например, рассказать любимое стихотворение герою, или поиграть в любимую игру. И вот тут воспитатель становится артистом. Конечно, если это возможно, то почему бы не пойти навстречу ребенку, ведь это их праздник. Ну, а если нет, то воспитатель должен ответить так, чтобы не обидеть малыша. Например, предложить исполнить номер для героя в группе, после праздника.

Если на всех этапах подготовки к развлечению, празднику воспитатель и музыкальный руководитель будут работать «рука об руку», проявляя внимания к детям, видеть проблемы и пути их решения, тогда и культурно-досуговое мероприятие доставит удовольствие и радость всем: и родителям, и детям и нам – педагогам.


      РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ (по В.М. Бехтереву)

 

- Важна охрана детского слуха от резких слуховых эффектов.

- Устраняйте все, что нарушает правильное развитие слуха (громкие звуки, хаотическая речь и т. д.)

- Подумайте о правильном подборе игрушек. Они должны быть с нежным, мелодичным звучанием.

- Учите детей ориентироваться в ритме.

- Упражняйте детей в различении музыкальных тонов и музыкальной окраски.

Предлагаю вам стихи-песенки, которые помогут развить у детей ритмическое чувство. Их можно использовать на прогулке, в часы досуга. Их можно петь, но можно и просто весело проговаривать. Они сами зададут правильный ритм.

 

        ДОЖДИК                                                      ЗАЙЧИК 

      Кап-кап, тук-тук, -                                                    Ушки длинны, куцый хвост,

     Дождик по дорожке!                                                Небольшой у зайки рост.

     Выбежали дети,                                                       В огороде побывал,

     Ловят капли эти,                                                      Там капусты пожевал. 

     Выставив ладошки.                             

 

«ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ ПРИ ВСТРЕЧЕ С МУЗЫКОЙ»

 

В театрах, в концертных залах существуют правила поведения:

Ø  Нельзя опаздывать на концерт. Лучше прийти за 10 – 15 минут и настроиться на встречу с искусством. В случае опоздания следует дождаться перерыва между исполняемыми произведениями. Входить в зал во время исполнения запрещается.

Ø  Непременным условием, без которого невозможно воспринимать музыку является абсолютная тишина в зале. Недопустимы любые разговоры, шёпот, обмен мнениями, шелест страницами и т.д. Всё это отвлекает самого слушателя, мешает окружающим и исполнителям.

Ø  Аплодировать между частями крупного произведения не принято. В опере публика аплодисментами благодарит дирижёра и оркестр перед последним действием.

Ø  Аплодисменты по ходу спектакля допустимы только после блестяще проведённой сцены, арии. В отдельных случаях можно аплодировать талантливо выполненным декорациям, но до того как начнёт звучать музыка.

Ø  Аплодисменты, вызов на сцену в заключение концерта – лучшая награда артистам.

 

«ТРЕНИРУЕМ СЛУХОВОЕ ВНИМАНИЕ»

 

Музыка всегда начинается с тишины и это надо помнить! Только в тишине она рождается и растворяется тоже в ней. Попробуйте научить вашего ребёнка внимательно прислушиваться к окружающим его звукам. Посидите с ним в тишине и послушайте эту тишину. Ребёнок, несомненно, удивится, обнаружив, что тишина это вовсе не тишина, потому что вся наполнена звуками.

Вот несколько игровых упражнений для того, чтобы развить у ребёнка умение внимательно слушать и слышать:

Посадите ребёнка рядом, чтобы ему было удобно и ничего не отвлекало. Попросите его закрыть глаза (говорите с ним едва слышным шёпотом, чтобы он настраивался на тишину), задавайте ему вопросы, на которые ответы даются шёпотом:

 

Ø  Какие звуки различаешь в комнате?

Ø   Откуда они доносятся?

Ø  Какие более громкие?

Ø  Какие звуки слышишь на улице?

Ø  Угадай, кто подал голос?

Ø  Какие звуки доносятся с улицы?

Ø  Какие звуки слышишь в соседней комнате?

Ø   Какие звуки понравились, а какие неприятны?

 

Вопросы можно продолжать, обращаясь к собственному воображению. Можно самим издавать шумы, комкая лист бумаги, поскрипывая дверью и т.д. Играя таким образом можно с ребёнком меняться местами.

 

Помогите вашему ребёнку, научится слушать и слышать окружающий его мир!