Обобщение педагогического  опыта 

работы  по  теме:

«Интеграция  и  координация  работы  с родителями  в  рамках  единого  пространства  музыкального  сопровождения  ребёнка  как  условие  обеспечения  качества  дошкольного  образования» 

Дошкольное образование должно не только обеспечивать равные стартовые условия для подготовки детей к освоению  общеобразовательных программ,  но и стать социальным институтом, чутким к интересам семей.

Это означает, что предстоит не только заботиться о доступности услуг дошкольного образования, но и активнее вовлекать в воспитание дошкольников родителей, создавая детско-взрослые образовательные сообщества.  

В настоящее время, компетентностный подход в вопросах моего сотрудничества как музыкального  руководителя  с семьями воспитанников – одна  из  решенных проблем в нашем ДОУ. И сегодня мне хотелось бы рассказать Вам о своем опыте работы по решению данной проблемы.

Профессиональную деятельность музыкального руководителя современного дошкольного учреждения можно рассматривать как деятельность по решению разноплановых, возникающих в реальных педагогических ситуациях задач. Актуальный для современной педагогики компетентностный подход позволяет мне сгруппировать эти задачи в своей профессиональной деятельности:   .... диагностические задачи; задачи проектирования педагогического процесса; задачи межсубъектного взаимодействия; задачи организации развивающей среды ДОУ; задачи профессионального саморазвития.

Вы согласитесь со мной, что так или иначе Вам приходится решать представленные выше задачи в своей профессиональной музыкальной деятельности: ... видите  ребёнка  в  образовательном  процессе  ДОУ; способствуете  развитию  гармоничной  личности; строите  образовательный  процесс, ориентированный  на  достижении  целей  дошкольного  образования; устанавливаете  взаимодействие  с  другими  субъектами  образовательного  процесса, партнёрами  ДОУ, родителями; проектируете  и  осуществляете  профессиональное  самообразование; создаете  и  используете   образовательное  пространство.

Исследования  последних  лет  позволяют  выявить  некоторые  особенности  музыкально – художественной  культуры  родителей  ДОУ. В  чём  же  проявляются  эти  особенности?

Замечено, что  родители  в  своём  большинстве  слушают  музыку, любят  её, она  присутствует  в  их  жизни, но  это  в  основном – радио  и  ТВ. Музыкальные  интересы  родителей  чаще  сконцентрированы  в  области  популярной  эстрадной  музыки. Родителям  не  знакомо  классическое  искусство. И  уровень  их  музыкальной  культуры,  в основном,  определён  как  низкий. Не  будучи  подготовленными  к  восприятию  классики – они  не  умеют  слушать, осмысливать, не  имеют  выраженных  музыкальных  предпочтений, что  сказывается  и  на  музыкальности  детей. Низкая  музыкальная  культура  родителей  не  позволяет  удовлетворить  потребности  ребёнка  в  музыкальном  общении  и  творческом саморазвитии. Остаётся  вопрос:  каким  оно  должно  быть  и  как  его  организовать?

В  нашем  ДОУ  мы  провели  анкетирование  родителей, и  пришли  к  выводу  о  необходимости  использования  новых  методов  и   форм  в  работе,  во  взаимодействии с  воспитателями,  которые  помогут  повысить  музыкальную  культуру  родителей, и  соответственно,  музыкальную  культуру  детей. К  таким  формам  мы  отнесли:

 …Тематические  вечера; …Дни  открытых  дверей; ... Беседы; ... Музыкальные  гостиные;

 …Создание  домашней  музыкальной  фонотеки; … Консультации;…Вечера  досуга;

 …Совместные  праздники;

Т. о. подобные  формы  взаимодействия  помогают  решить  ряд  задач:

… повышается  интерес  к  разноплановой  музыке;…активизируется  интерес  к  деятельности  музыкального  руководителя  и  детей;… развиваются  умения  и  желание  слышать  разную  музыку;… улучшается  качество  обеспечения  детей  музыкальными  впечатлениями  за  счёт  взаимодействия  с  музыкальным  руководителем  и  родителями;

Деятельность  музыкального  руководителя  и  родителей  напрямую  зависит  от  психологического  климата  в  семье, что  способствует  гармоничному процессу  социализации  и  индивидуализации ребёнка. Для этого  педагогическим  коллективом  продумываем  цикл  встреч  с  родителями, оговариваем  форму  проведения. Такая  работа  возможна, если  родители  готовы  идти  навстречу  коллективу. Только  в  этом  случае  возникает  ценная  обратная  связь  с  семьёй, приносящая  радость  и  пользу  ребёнку.

В  нашем  ДОУ  видение  проблемы  сотрудничества  и  сотворчества  семьи  через  призму  педагогического  сопровождения  потребовало  разработки  сопровождающих  продуктов.

       Первое  педагогическое  сопровождение:

В  качестве эксперимента  с  началом  этого  учебного  года  на педагогическим  коллективом  мы  разработали  планирование  работы  с  родителями  не  как  в  прошлые  годы, а  внесли  дополнения  и видоизменения. Но  это  касалось  не  все  группы  ДОУ, а  лишь  детей  среднего  возраста,  выборочно,  по  желанию  родителей,  и  был  организован  проект. Родителям  было  предложено  создать "Родительско – воспитательские  дневники  музыкального  развития  ребёнка" (разработанные  старшим  воспитателем  и  мной), где прописывается  краткая  характеристика  музыкальных  способностей:

…музыкальные  впечатления;… музыкальное  восприятие; …наличие  любимых  произведений,  песен; …анкетирование  музыкальных  способностей;…фото – приложения;…высказывания  о  музыке;

Этот  дневник  заполняется  с периодичностью  1 раз  в  полгода  и  ведётся родителями  до  момента  выпуска  из  ДОУ, чтобы  пронаблюдать  изменения  в  музыкальном  развитии  ребёнка.

     Второе  педагогическое  сопровождение:

Альбомы  музыкальных  открытий  и  достижений  семьи  как  в  целом, так  и  персонально  ребёнка, с приложенными  фото  с  различных  посещаемых  музыкальных  мероприятий.

Идея  такой  выставки  заинтересовала  родителей  тем, что  у  них  появился  интерес  к  деятельности  других  родителей, а  мотивацией послужило  то, что  ребёнок  не  остался  безучастным, а  получил  в  копилку  своего  музыкального  дневника  накопительные  бонусы  в  виде  улыбчивых  «смайликов».

Такую  выставку  также  можно  организовать  1 раз  в  полгода. Такой  временной разрыв  способствует  накоплению  материала  для  альбома  и не  занимает  много  личного  времени  для  оформления.

Сопровождение  родителей  в  контексте  внедрения  инновационных  подходов  в  музыкальном  воспитании  и  развитии  детей  сподвигнуло  нас  к  тому, что  именно  нестандартные  подходы  наиболее  эффективны  и  интересны  как  вы  убедились  ранее. И  здесь  не  обошлось  без  полёта  фантазии  и  творчества  родителей

     Третье  педагогическое  сопровождение:

Родителям  было  предложено  представить  описательную  характеристику  портретов (по  принципу  стенгазеты) по  темам:  «Наш  малыш  в  мире  музыки» или  … «Всей  семьёй  навстречу  с  музыкой».

          Т. о, именно  в  тесном  сотрудничестве  детского  сада  с  семьёй  музыкальность  семьи  и  ребёнка  обретает  смысл. Большим  дополнением  к  музыкальной  культуре  являются  сценарии совместных  музыкальных  вечеров  и  праздников, которые  предложены  не  только  мной  или  коллективом, но  и родителями, создавая  их вместе с детьми  или  принимая  активное  участие.

   Меня, как  музыкального  руководителя  ДОУ  всегда  вдохновлял  и  воодушевлял  на создание  совместных  вечеров  и  праздников  принцип  преемственности.  Одним  из  таких  музыкальных  вечеров  стал  досуг  «День  Христова  Рождества». Сотрудничество  с выпускницей  музыкальной  школы,  приглашение  гостей  с  церкви, поддержка  родителей  заинтересовали  всех.  Сценарий  был  построен  таким  образом, что  одна  деятельность  дополняла  другую: песни,  стихи,  танцевальная  деятельность,  игры, показ  видеоматериала в форме презентации,  знакомство  с  традициями  Рождества, чаепитие  и  совместная дискотека.

   Т. о.  взаимодействуя  с  родителями  и   используя  адекватные  формы  и  способы  профессионального  взаимодействия,  решается  задача  музыкального  воспитания  и  развития  детей,  что  является  условием  для  обеспечения  качества  дошкольного  образования.

Обобщение педагогического опыта работы по теме:

«Музыкальный фольклор,

как средство развития речи дошкольников»

 

В практике дошкольного образования можно пронаблюдать такую картину: при ознакомлении дошкольников с малыми фольклорными формами нередко выдвигается содержательный аспект, не обращается внимание на жанровые и языковые особенности. Их использование зачастую сводится лишь к заучиванию пословиц, потешек, загадок. Педагоги дошкольного образования вынуждены искать отдельные способы развития речи, посредством различных форм фольклора, не ориентируясь на четкие теоретические и методические положения.

Возникает противоречие между потенциальными возможностями форм фольклора в речевом развитии дошкольников и недостаточной обеспеченностью педагогов дошкольного образования методиками развития речи детей средствами различных форм фольклора.

Выделенное противоречие указывает на проблему развития речи детей дошкольного возраста средствами различных форм фольклора.

Поэтому возникла потребность в развитии речи детей дошкольного возраста средствами различных форм фольклора.

В соответствии с ФГОС ДО этот процесс должен происходить не только в специально организованной образовательной деятельности, но и в повседневной жизни дошкольного образовательного учреждения. Для решения данной задачи важно, чтобы педагоги дошкольного образования были заинтересованы, а дети были активными субъектами этого процесса (проявляли интерес, самостоятельность в получении дополнительных знаний).

Возникает актуальный на сегодняшний день вопрос: как разрешить проблему развития речи детей дошкольного возраста средствами малых форм фольклора?

Решение данной проблемы мы увидели в сотрудничестве музыкального руководителя и педагогов нашего ДОУ:

выявить оптимальные условия развития речи детей дошкольного возраста средствами различных форм фольклора.

Для себя я выявила основные актуальные задачи:

      ... определить основные методы, формы использования различных форм фольклора в процессе речевого развития детей и разработать методику их комплексного применения;

      ... проследить динамику изменения уровня речевого развития в процессе работы;

      ...показать красоту русского языка через устное народное творчество, выраженное в песнях, припевках, закличках, колядках, обрядах;

 ... сформировать у детей интерес к детскому фольклору, обогатить словарный запас детей.

Несомненно, эту работу необходимо осуществлять на всех возрастных этапах при условии чёткой, грамотной организации педагогического процесса и комплексного подхода, который предполагает взаимосвязь традиционных и нетрадиционных способов действий, путем их последовательного, поэтапного их проведения. 

На первом этапе, прежде всего, для себя я выяснила, какую цель необходимо поставить перед собой, определить насколько целесообразно использование различных форм фольклора и методов для развития речи детей и, прежде всего, каковы же особенности понимания форм фольклора младшими и старшими дошкольниками, с какими трудностями я могу столкнуться.

На втором этапе был проанализирован и  накоплен материал для дальнейшей деятельности, спланирована методика комплексного применения различных средств разрешения исследуемой проблемы на практике.

При рассмотрении состояния исследуемой проблемы на практике использовались такие методы, как … анализ психолого-педагогической литературы; … комплексный метод диагностики речевого развития; …эксперимент; …наблюдения; …анкеты для родителей; …количественный и качественный анализ полученных данных.

На третьем этапе рассмотрены исследуемые проблемы на практике и раскрыта сущность их реализации, разработаны тематические планы.

Известно, что ребёнок младшего возраста чутко откликается на потешки, приговорки, попевки. Их роль трудно переоценить в жизни малыша: вслушиваясь в слова потешки, в их ритм, музыкальность, он делает ладушки, притопывает, приплясывает, двигается в такт произносимому тексту. Это забавляет, радует его, организует его поведение. Попевки, приговорки с давних времён создавались в народе на потеху детям. Это первые художественные произведения, которые слышит маленький ребёнок. Они разнообразны по содержанию: колыбельные — успокаивают, весёлые радуют, в них звучит любовь к ребёнку и забота о нём. Знакомство с народными потешками расширяет кругозор детей, обогащает их чувства и речь, формирует отношение к окружающему миру.

Используя в своей речи пословицы и поговорки дети учатся ясно, лаконично, выразительно выражать свои мысли и чувства, интонационно окрашивая свою речь, развивается умение творчески использовать слово, умение образно описать предмет, дать ему яркую характеристику.

Отгадывание и придумывание загадок также оказывает влияние на разностороннее развитие речи детей. Употребление для создания в загадке метафорического образа различных средств выразительности (приема олицетворения, использование многозначности слова, определений, эпитетов, сравнений, особой ритмической организации) способствуют формированию образности речи детей дошкольного возраста.

      Колыбельные песни обогащают словарь детей за счёт того, что содержат широкий круг сведений об окружающем мире, и о тех предметах, которые близки опыту людей и привлекают своим внешним видом, например, «Волчок», «Заинька».

   Грамматическое разнообразие народных песенок, потешек, пестушек также представляют собой прекрасный речевой материал, который можно использовать на занятиях по развитию речи детей дошкольного возраста. С их помощью возможно развивать фонематический слух, так как они используют звукосочетания – наигрыши, которые повторяются несколько раз в разном темпе, с различной интонацией, при чем исполняются на мотив народных мелодий. Все это позволяет ребенку вначале почувствовать, а затем осознать красоту родного языка, его лаконичность, приобщают именно к такой форме изложения собственных мыслей, способствует формированию образности речи дошкольников, словесному творчеству детей.

 

  Рассмотрим опыт моей работы по повышению уровня речевого развития дошкольников:

Для выполнения поставленных задач я подобрала серию потешек, пестушек, попевок, прибауток, колыбельных песен, дидактических игр. При подборе обращала внимание на то, чтобы они были просты, коротки, с чётким ритмом, побуждали к действию, движениям. Сколько в этих, казалось бы, незамысловатых стишках нежности, такта, рациональности. Они удовлетворяют рано возникающую у ребёнка потребность в художественном слове, в ритмических движениях. Т. о. я разрешила проблему, прибегая к пособию с иллюстрациями «Песенки – попевки»  Е. и А. Железновых и аудиосопровождению к нему.

         Прежде чем приступить к определению основных методов и форм их использования в развитии речевых умений у дошкольников, я проанализировала ситуацию в группах. Меня интересовало какой уровень развития речевых умений у детей и насколько они владеют различными формами фольклора. Для этой цели советую всем педагогам использовать методику (семантический метод) О.С. Ушаковой и Е. Струниной. Конечно же не забываем, что в соответствии с ФГОС уровень развития ребенка мы можем определять только с письменного согласия родителей.

       На первом этапе предложила педагогам завести альбомы и записать туда уже известные детям выражения народной мудрости. Затем сделать альбом – передвижку, в который записать только новые пословицы и поговорки, услышанные на занятии, и вне учебной деятельности. Дети узнавали их от родителей, из книг. В результате почти каждый ребенок с помощью родителей записывал новую пословицу, рисовал к ней картинку. Родители тоже заинтересовались данным вопросом, и сами, если узнавали какие-то новые пословицы и поговорки, просили альбом домой и вместе со своими детьми записывали их.

     На втором этапе организовала работу на занятиях, используя пословицы и поговорки на занятиях по ознакомлению с художественной литературой, используя такие методы и приемы как: …предварительное чтение художественных произведений, подводя детей к осознанию его идеи для дальнейшего разбора пословицы или поговорки; … правильное понимание идеи произведения, значения пословицы  для проявления речевых навыков при обсуждении его названия;

        Также на занятиях я предлагала детям проиллюстрировать ту или иную пословицу, поговорку. Умение передать художественный образ в рисунке, расширял возможность его выражения в слове. Рассказы детей по пословице в этом случае были более выразительными и разнообразными.

       Кроме того, проводилась еще и работа по обогащению речи детей фразеологизмами, где в качестве средств выступали пословицы и поговорки. Детям трудно усвоить общее значение словосочетания, не зависящее от конкретного смысла слов, его составляющих («на седьмом небе» и т.п.). Поэтому я включала в свою речь выражения, смысл которых был бы ясен детям при определенной ситуации или при соответствующем объяснении, например: «вот тебе и раз», «капля в море», «мастер на все руки», «водой не разольешь», «держать себя в руках» и т.п.

       В своей работе я учила детей рассматривать прямой и переносный смысл высказываний. Объясняла детям, что в нашем языке есть много слов, которыми обозначают предметы (стол, нос), совершаемые действия (клади, руби, заруби). Но, если объединить такие слова в одном выражении («Заруби на носу»), то они будут иметь совсем другой смысл. «Зарубить на носу» – значит запомнить. Или такое выражение – «Повесить голову». Как вы его понимаете? Как можно сказать по-другому? 

        Анализировала с детьми несколько выражений типа «Водить за нос», «Дать волю рукам», «Нос повесить». После делала обобщение: чтобы верно понять пословицу, не нужно определять значение каждого слова. Главное, надо подумать, о чем здесь идет речь. Есть такая пословица «Сказать – узлом завязать». Объясняла детям ее смысл: раз пообещал, то нужно выполнить, крепко держать свое слово. А говорят так с тех давних пор, когда многие люди писать и читать не умели, и чтоб не забыть о чем-то, узелок на память на платочке завязывали (демонстрируя платок с узелком). Теперь так уже не делают, а пословица осталась.

       Для совершенствования дикции на занятиях рекомендую использовать специфичное упражнение – заучивание скороговорок. Дидактическая задача при использовании скороговорок ненавязчива и увлекательна.

 В своей работе я также придерживалась методики А.М. Бородич. Прежде всего подобрала нужное количество скороговорок на длительный срок, распределив их по трудности. Автор рекомендует заучивать одну – две скороговорки в месяц – это восемь – пятнадцать на учебный год.

Новую скороговорку произносили наизусть в замедленном темпе, отчетливо, выделяя часто встречающиеся звуки. Читали ее несколько раз, негромко, ритмично, с немного приглушенными интонациями. Затем дети самостоятельно вполголоса проговаривали ее (если текст очень легкий, этот момент опускался).

Общая длительность таких упражнений – три – пять минут. Постепенно эти занятия разнообразились следующими приемами. Повторяли скороговорки «по заявкам» детей, роль ведущего поручалась разным детям. Повторяли скороговорку частями по рядам: первый ряд: «Из-за леса, из-за гор…»; второй ряд: «Едет дедушка Егор!». Если скороговорка состоит из нескольких фраз, ее интересно повторять по ролям – группами. Первая группа: «Расскажите про покупки». Вторая группа: «Про какие про покупки?». Все вместе: «Про покупки, про покупки, про покупочки мои!» Все эти приемы активизировали детей, развивали их произвольное внимание.

Все перечисленные выше упражнения имеют своей основной и первоначальной целью обеспечить развитие четкой дикции ребенка. Это упражнения по технике речи. Но по мере того как дети усваивали содержание самих текстов, овладевали умением произносить их четко, с изменением темпа и силы голоса, я предлагала им задание все более и более творческого характера. Передать, например, свое отношение к содержанию воспроизводимого текста, выразить настроение, свои желания или намерения. Например, перед ребенком ставила задачу выразить огорчение («Проворонила ворона вороненка»), удивление («На горе Арарат растет крупный виноград»), просьбу, нежность или ласку («Наша Маша маленька, на ней шубка аленька»).

Для выработки хорошей дикции, отчетливого и ясного произношения я использовала упражнения на звукоподражание, читала текст, дети включались и произносили отдельные звуки, слова или звукосочетания. Учитывая содержание текста, ритмические или выразительные его особенности, как и в работе со скороговорками, детям предлагались различные варианты заданий: изменить силу голоса, темп речи, более ярко выразить вопросительную или восклицательную интонацию, передать какое-либо намерение. Например: «Наши уточки с утра, Кря – кря – кря!…

    При воспроизведении данного текста моя задача была – привлечь ребенка к звукоподражанию, имитировать голоса птиц. Я обращала внимание детей на различную силу звучания их голосов: петушок поет громко, громче всех, гуси тоже гогочут громко, утки крякают отрывисто, как и гуси, но не столь громко и т.д.

Таким образом, я в своей работе старалась использовать все возможности произведений устного народного творчества для развития звуковой культуры речи ребенка.

А. М. Бородич рекомендует использовать малые формы фольклора в театрализованной деятельности (игры – драматизации, концерты, праздники), где у детей закрепляется умение рассказывать, активизируется словарь, вырабатывается выразительность и четкость речи.

 

      Также в своей работе практикую коллекцию пальчиковых игр Е. и А. Железновых, которые не только дети, но и родители на праздниках с огромным удовольствием обыгрывают. Родители также привлекались к организации фольклорных праздников, детских постановок. Также были разработаны консультации для воспитателей.  

Свою работу я строила на следующих основных принципах: ... на тщательном отборе материала; ...интеграции работы с различными направлениями воспитательной работы и видами деятельности детей (развитие речи, ознакомление с природой, различные игры); … активного включения детей; …использования развивающего потенциала малых форм фольклора в создании речевой среды.

Анализ результатов до и после моей работы наглядно свидетельствует об эффективности разработанного мной комплекса методов и приемов. Дети улучшили свои результаты. Процент детей с низким уровнем развития уменьшился на сорок процентов:

-   у детей повысился интерес к устному народному творчеству, они используют в своей речи пословицы, поговорки, в сюжетно-ролевых играх – потешки, самостоятельно организовывают народные игры – забавы с помощью считалок.

-   у родителей также замечен повышенный интерес к использованию малых форм фольклора в речевом развитии детей дома. С удовольствием разучивают с детьми и подбирают пословицы и поговорки, объясняют детям их смысл

  Исходя из анализа опыта работы, я пришла к выводу, что уровень речевого развития детей дошкольного возраста повышается с помощью различных форм фольклора. Т. о. можно решать практически все задачи методики развития речи и наряду с основными методами и приемами речевого развития дошкольников можно и нужно использовать этот богатейший материал словесного творчества народа. Я убеждена, что, если организована систематическая работа с дошкольниками, различные формы фольклора доступны их пониманию и осознанию.

 

Опыт работы  по теме:

«Развиваем певческие умения

с пособием Е. и С. Железновых «Азбука-потешка»»

 

   Непосредственная муз. подготовка детей заслуживает отдельного разговора. Поэтому, хотелось бы поговорить о творческих сторонах развития личности детей, подразумевая минимальное овладение ребенком максимумом творческих дисциплин, способствующих самовыражению. Подбирая материал для работы, я столкнулась с несколькими методиками музыкального развития дошкольников. Поскольку с детьми я работаю по принципу «заинтересовывать, а не заставлять», что предусматривает ФГОС ДО (проявление детской инициативы) - данная методика способствует этому.

       Методика С. и Е. Железновых «Музыка с мамой» - это самостоятельно разработанная, тщательно продуманная программа для развития музыкальных способностей детей от 6 месяцев. Программа адаптирована для применения в ДОУ, домашнем обучении и кружковой работе. Отличается легкостью восприятия материала, игровой формой подачи, благодаря чему ОД превращается в увлекательную игру. Это превосходный материал для развития музыкального слуха, а так же памяти, речи, внимательности, приобретения навыков мелкой моторики, развития зрительных, слуховых и тактильных способностей. Все эти процессы тесно переплетаются в игровой форме, и ребенок получает от занятий огромное удовольствие.

 На данном этапе методика выпущена на аудио и видеодисках (всего их 50!).

В систему включены занятия по: физическому развитиюю, развитию речи, сенсомоторному развитию, развитию музыкального слуха ребёнка.

     В центре методике Железновых находится, конечно же, МУЗЫКА: весёлые песенки с несложными мелодиями и легко запоминающимися словами. Методика включает различные виды деятельности, необходимые для развития малышей. В их число входят подвижные, пальчиковые и ролевые игры, звукоподражания и игра на детских шумовых инструментах, гимнастика, массаж  под музыку, пение.

 

Отчасти благодаря этой методике улучшаются музыкальные способности, и физическое развитие. Что даёт методика раннего музыкального развития Железновых моим воспитанникам?

…. быструю заинтересованность и развитие внимания.

…. помогает в раннем развитии речи воспитанникам младшей группы,

…. побуждает к активной деятельности воспитанников средних и старших групп, 

…. развивает память, в том числе музыкальную. (Дети легко запоминают стихи и песенки),

…. развивает мелкую моторику,

…. развивает координацию движения.

     Варьировать музыкальный материал из методики можно дома (об этом говорит даже само название «Музыка с мамой»), а  можно во время муз. или свободной деятельности в ДОУ. Например:

Утром в ДОУ: активная зарядка (Игровая озвученная гимнастика или аэробика);

1 половина дня в ДОУ на муз. занятиях: Песенки-потешки, песенки-инсценировки и др.;

Вечером (перед сном с мамой): сказки и колыбельные.

 

15 лет назад пособие «Азбука-потешка», стало моей настольной книгой. Оно развивает песенные навыки, этот материал можно варьировать и применять в ОД  в разделе «Пение», «Игровое творчество», а также в досуговой деятельности. Мне нравится, что пособие  способствуют  формированию  у детей  способностей к восприятию информации и концентрации внимания, что помогает в развитии песенных навыков, что можно проследить по результатам диагностического исследования в ОО «Музыка».

Песен из этого сборника достаточно для изучения или игровой деятельности. Их можно менять с периодичностью 2 песни-потешки в месяц. Внедряя эту методику в своей деятельности, я стала замечать, что материал, который присутствует в рамках этой методики (музыкальные игры, песенки-потешки, песенки-инсценировки, пальчиковые игры)  легко усваивается детьми.

 

       Когда начинать занятия? В нашей деятельности я рекомендую включать это пособие при календарно-тематическом планировании ОД в  раздел  "Пение", "Песенное творчество". Для распевания, развития песенных навыков, музыкального творчества, т. к. оно не противоречит, а только способствует решению задач по музыкальному развитию и воспитанию.

Короткие не сложные песни, написанные в удобном певческом для детей диапазоне, можно использовать в качестве распевок, перед непосредственным исполнением программных песен в разделе «Пение». Они не отнимают много времени, не скучны для детей.

 

Например, вот как может выглядеть раздел "Подпевание" с песенкой -потешкой «Паровоз» в младшей группе. Остановлюсь на структуре:

1) Показываю малышам игрушечный паровозик, и задаю вопрос «Что это?» Показываю, как крутятся у него колёса, обговариваем какой звук он издаёт.

2) Рассказываю текст. Задаю вопрос «О ком поётся в песенке?».

3) Показываю движениями рук, как крутятся колёса у паровоза, кто машинист, сколько колёс, произношу звуки «чух-чух-чух», прошу детей повторить.

4) Смотрим клип на песенку «Паровозик» из пособия "Песенки-потешки", далее слушаем аудиозапись песенки. (Если клипа нет, то достаточно аудиозаписи) 

5) Поём песенку, показываем движения под музыку"

Текст: " Едет, едет паровоз, три трубы и пять колёс,

              Три трубы, пять колёс, машинист рыжий Пёс".

6)     Поём песенку с движениями без музыки. 

7) Исполняем песню с голосовым аудиосопровождением, а затем под фортепиано.

8) Далее переходим к исполнению программной песни.

 

На следующем занятии перед исполнением программной песни ещё раз последовательно в беседе вспоминаем эту песенку, и закрепляем певческие умения исполнением.

За следующим разом можно обыграть песенку, выбрав из предложенных масок животных, надев маски, и построив паровоз. Т. о. песенка превращается в подвижную игровую деятельность и можно обыграть любую из песенок-потешек. По окончанию ОД дети проходят в групповую комнату и делают аппликацию "Паровозик".

 

Т. о. мы решаем задачи, предусмотренные в целевом ориентире, и развиваем:

1.  Певческие умения (при исполнении потешки).

2. Игровую активность (при обыгрывании),

3. Речевую активность (при беседе).                                                     

 

Знакомство с песенкой-потешкой в младшей группе происходит очень легко, если увлечь детей придуманной историей или, побуждая к беседе, задать конкретный вопрос. Например: «Кому нравится ходить в детский сад? А когда вас мама утром будит что говорит? А я знаю одну девочку, которую звать Юлька. Когда её мама будит, то поёт ей песенку вот такую..» Далее следует исполнение муз. руководителем песни-потешки «Маленькая Юлька».

 

Если эта потешка уже знакома детям, то можно сделать подводку: «Кто сегодня рано встал, чистить зубки побежал? (дети отвечают «Я!») А ещё кто, про кого мы песенку споём? (дети отвечают Маленькая Юлька)».

Затем побуждая детей к обыгрыванию муз. руководитель по окончании песни продолжает музицировать и направляет детей словами на действия «Как же она собирается? Просыпается, потягивается, умывается и т. д.»

Далее переходим к исполнению программной песни.

На каждом занятии мы создаём проблемную ситуацию и вводим какой либо персонаж. Для детей средней группы целесообразно предварительно перед разделом «Пение» обыграть переход к этому виду деятельности. Например: «Как вы думаете, кто принёс вам эту песенку?», или «Представляете, Зайчик не один пришёл, а принёс вам песенку», или «Что это за песенку Зайчик распевает?». Побуждая детей к ответу, дети с настроением переходят к развитию песенных умений. Структура исполнения и разбора аналогичная с младшим возрастом.

 На выученном материале легко построить импровизированную, игровую  деятельность.

Начиная со среднего возраста мы начинаем знакомить детей с сольным и хоровым исполнением (т. е. солист и хор). И вновь мы можем обратиться к песням-потешкам, исполняя их 3 способами: сольно, хором, солист и хор. 

Дети легко ориентируются по муз. фразам и лёгкому словесному тексту.

Мы начинаем знакомить детей с нотной грамотой. А, пропевая потешку в виде сольфеджио, мы сознательно подводим детей к изучению нотной грамоты. И это даётся детям очень легко, т. к. пропевание нот - это дублирование звучания песни с текстом. 

Например, песенка-потешка «Такси». Я предлагаю вам побыть в роли детей и исполнить её сначала текстовым вариантом, а затем сольфеджио.

 

Практическая часть:

--- А сейчас я предлагаю вам творчески подойти к нашей деятельности. Выберите любую из предложенных мною песенок-потешек. (выбирают)

Ваша задача: Вспомнить структуру и продемонстрировать её на основе выбранной потешки - Пропеть, Обыграть,  Инсценировать, и  может-быть придумать игру. Для игры можно наложить любое танцевальное или игровое муз. сопровождение из программы «Ладушки».

 

Развивающие пособия, разработанные Екатериной и Сергеем Железновыми, можно назвать универсальной методикой для детей всех возрастов. 

К старшему дошкольному возрасту песенки-потешки не теряют своей значимости, а дополняют муз. способности и возможности дошкольников, развивая творчество, память, коммуникативные навыки.

Также с введением в процесс обучения ЭОР, мы можем построить музыкальную деятельность, дополняя её ИКТ возможностями. И здесь (спасибо коллегам) можно прибегнуть к ИКТ исполнению, что очень актуально для детей младших групп ДОУ. 

В 1 полугодии дети младшей группы не владеют песенными навыками и возможностями, они стеснительны в своих действиях, но навыки звукоподражания присутствуют у всех. На этом этапе целесообразным будет применение ИКТ песни со звукоподражанием из методики Железновых.

 

Таким же образом можно использовать ИКТ-сопровождение в старшем дошкольном возрасте, но уже опираясь на более сложный материал и исходя из задач по музыкальному воспитанию.

Проблема постановки певческого голоса ребенка–дошкольника – одна из наиболее сложных, и наименее разработанных в музыкальной педагогической теории и практике. В то же время - это одна из самых важных проблем практики музыкального воспитания дошкольников. 
Песни доступнее детям по содержанию, чем любой другой музыкальный жанр.

Песня объединяет детей, и формирует комплекс муз. способностей:

….  эмоциональная отзывчивость на музыку,

…. ладовое чувство,

…. музыкально-слуховые представления,

….чувство ритма.  

Методика Железновых, именно благодаря словесному тексту, способствует этому и  помогает сделать песню доступной и любимой, т.к. любую из песен ребёнок может исполнять по своему желанию в любое время.